С детства ненавижу фентази, во всех проявлениях. Во многом потому, что 99% фентази - это халтура, а 99% авторов - коньюктурщики, этакие Донцовы.
Делаю только три исключения - Де Кампу ( И Говарду заодно, за старого доброго "Конана"), Урсуле Ле Гуин (за "Волшебника земноморья") и Анжею Сапковскому.
Этим летом перечитала "Хранителей" JRRT и начала перечитывать "Ведьмака" Сапковского, вторично пришла к выводу, что Толкиен проигрывает Сапковскому почти во всем.
Все таки у Толкиена сказывается опыт второй мировой. Мир его книги четко поделен на хороших и плохих. Очень все просто - найти злого мага, убить его - и мир станет лучше.
А мир "Ведьмака" - это очень хорошо угадывающйися наш мир, до того убедительный, что аж жуть берет. Раздробленная почти-всамделишная средневековая Европа, непрекращающиеся войны, кровь, грязь, дерьмо, все как обычно.
Эльфы, исчезающие с лица земли, ведут войну с людьми, люди выдавливают эльфов с их лесов в резервации, по горам и болотам бродят исчезающие уже оборотни, упыри и василиски, остатки которых добивает главгерой.
Совершенный выродок, каклека и псих, от этого очень приятный и милый персонаж.
Вроде бы книжка (а вернее, серия книжек), должна быть легкой и юмористической, но на деле получилась тоскливая и берущая за живое вещь. Наиболее близкая, наверное, к "berserk'у", кто знает, тот поймет.
Немного цитат.
читать дальше
Воевода с трудно произносимым именем, который что-то слышал о делах и проблемах Четыругла, спросил из приличия, хорошо ли жеребятся кобылы. Геральт ответил, что, мол, да, лучше, чем жеребцы.
Еду дальше, а есть все больше хочется. Выспрашиваю о работе, верно, есть, но какая? Тому поймай русалку, этому нимфу, третьему этакую духобабу... Вконец спятили, по селам девок полно, ан нет, подавай им нелюдей. Иной просит, чтобы я прикончил двусила и принес кость от его руки, потому как если ее размолоть и добавить в похлебку, то вроде бы потенция усиливается.
- Святая Книга гласит, - окончательно разошелся Эйк, - что изойдет из бездны змий, дракон отвратный, семь глав и десять рог имеющий! А на спине у него усядется дева в пурпуре и багрянце, и кубок златой будет у нее в руце, а на челе выписан будет знак всякого и полного распутства!
- Я ее знаю! - образовался Лютик. - Это Чилия, жена солтыса Зоммерхальдера!
- И не подумаю, - сказал Лютик, не спуская глаз с роскошной картины, каковую представляла собой растрепанная чародейка. - Ведь мы из-за нее туг сидим. И нам могут перерезать горло. А ее, самое большее, изнасилуют, что в ее-то возрасте...
- Заткнись, Лютик, - сказал ведьмак.
- И не подумаю, - повторил бард. - Я как раз собираюсь сложить балладу о двух сиськах. И попрошу не мешать...
- Лютик, - Доррегарай потянул кровоточащим носом, - будь серьезным.
- Я и так чертовски серьезен.
Еще прочитала книжку Лены Хаецкой, что-то про синих стрекоз Вавилона.
Довольно милый текст, неуловимо напоминающий "Дочь железного дракона" Суэнвика.
Квот:
читать дальше
"- Сволочь, - вымолвила Пиф.
И позвонила программистам. Осведомилась: они там что, слона на сервер
уронили?
- А что случилось? - лениво спросили.
- У меня выкидыш.
- А у нас новенький, - сообщили программисты. - Мы вводим его в курс
дела.
- Да? Тогда пусть вынет хуй из дисковода, - сказала Пиф, вешая
трубку."
Очень милая авторская стилистика. И еще оттуда же, совершенно божественное:
Вот счастье посетило дуру:
Запреты сняты, дни тихи,
И я сдала в макулатуру
Все запрещенные стихи.
Но прежней скудной жизни крохи
Еще таятся по шкафам -
Бесценный памятник эпохи -
Слепой и рваный Мандельштам.