Книжек о гениях, написаных гениями (не считая "Дневников" Сальвадора Дали) наберется от силы две-три штуки.
Ну, "Мастер и маргарита" Булгакова.
Ну, "Difference Engine" Стерлинга-Гибсона о Бебидже и Аде Байрон.
Кто-то еще может быть добавит Конан-Дойля, с большой натяжкой.
В любом случае, книжки эти либо о гениях вымышленных, либо - лубочных, мифологизированых, как у Мура с его Лигой Выдающихся Джентельменов.
__
А тут мне случайно попадает в руки книжка о криптологах, раз, документальная - два, да еще и о ком - о Тьюринге, это три и четыре.
К документальным книжкам надо относиться с изрядной долей скепсиса, но тут книжка для документальной оказывается даже слишком хороша, слишком художественно написана.
Уже с первых строк понятно, что автор либо сам криптолог по профессии, либо очень подробно изучал вопрос.
Своих знаний он не стесняется, если для понимания сюжета существенно он дает на пяти листах подробное описание частотного анализа, скажем, чтобы и идиоту было понятно (мало того, интересно читать).
Если нет - оставляет as is. В результате получается совершенно потрясающий австорский стиль - воображаешь себя к пятой странице ученым среднй руки, подслушивающим разговор пары профессионалов.
Чуть позже начинает срабатывать эффект "Чуда каждый день" - то есть, когда автор пишет о реалистичных вещах в фантастической манере, отбирая все ключи к пониманию событий - и читателю приходится домысливать самостоятельно: правда? вымысел?
___
Книга Нила Стивенсона "Криптономикон" рассказывает о гениях. Математиках, информатиках, социологах, людях, абсолютно повернутых и живущих на своей волне. Истории их жизней расходятся и сходятся вновь, пересекаются, переплетаются и причудливо искажают друг друга.
Они создают математические модели шифровальных систем на основе велосипедной цепи или изобретают алгоритм для решения любой задачи - (Машина Тьюринга, ага?)
Они встают по разные стороны баррикад во время второй мировой - маленькие и незаметные люди, которые управляют армиями. Они ведут настоящую, невидимую войну между собой - войну тактик и идей.
Позже, забытые всеми, они организуют маленькую фирму по передаче VHS-видео через телефонные розетки.
И, заручившись поддержкой безумного и богатого султана, строят огромную сеть телекоммуникаций через половину земного шара.
А в это время неизвестный адресат бомбардирует их письмами с несуществующих адресов - действуя ну натурально как гибсоновское Зимнее Безмолвие - разве что не использует распределенную сеть из мыслящих кофеварок, но и до этого недалеко.
____
По хорошему, надо бы цитат. Но тогда придется цитировать почти всю книжку.
Терпеливо пыталась выбрать парочку самых короших, после тридцатого по счету абзаца плюнула на это дело.
Так продолжалось, пока они не ушли далеко в океан. Кое как дотянув до базы в Лорьяне, Бишоф с суеверным ужасом рассказал об этом начальству и услышал в ответ, что у противника появилась новая штуковина под названием радар.
Бишоф прочел разведданные: враг даже самолеты оборудовал этой дрянью! Они видят твой перископ!
– И карта у вас по прежнему с собой? – скептически спрашивает Бишоф.
– Не а, – отвечает Шафто с развязностью, которая могла бы взбесить, исходи она от человека менее обаятельного. – Однако лейтенант ее помнит. Он здорово запоминает цифры. Верно я говорю, сэр?
Енох скромно пожимает плечами.
– Там, где я рос, единственным развлечением было запоминать число «π».
Ну, "Мастер и маргарита" Булгакова.
Ну, "Difference Engine" Стерлинга-Гибсона о Бебидже и Аде Байрон.
Кто-то еще может быть добавит Конан-Дойля, с большой натяжкой.
В любом случае, книжки эти либо о гениях вымышленных, либо - лубочных, мифологизированых, как у Мура с его Лигой Выдающихся Джентельменов.
__
А тут мне случайно попадает в руки книжка о криптологах, раз, документальная - два, да еще и о ком - о Тьюринге, это три и четыре.
К документальным книжкам надо относиться с изрядной долей скепсиса, но тут книжка для документальной оказывается даже слишком хороша, слишком художественно написана.
Уже с первых строк понятно, что автор либо сам криптолог по профессии, либо очень подробно изучал вопрос.
Своих знаний он не стесняется, если для понимания сюжета существенно он дает на пяти листах подробное описание частотного анализа, скажем, чтобы и идиоту было понятно (мало того, интересно читать).
Если нет - оставляет as is. В результате получается совершенно потрясающий австорский стиль - воображаешь себя к пятой странице ученым среднй руки, подслушивающим разговор пары профессионалов.
Чуть позже начинает срабатывать эффект "Чуда каждый день" - то есть, когда автор пишет о реалистичных вещах в фантастической манере, отбирая все ключи к пониманию событий - и читателю приходится домысливать самостоятельно: правда? вымысел?
___
Книга Нила Стивенсона "Криптономикон" рассказывает о гениях. Математиках, информатиках, социологах, людях, абсолютно повернутых и живущих на своей волне. Истории их жизней расходятся и сходятся вновь, пересекаются, переплетаются и причудливо искажают друг друга.
Они создают математические модели шифровальных систем на основе велосипедной цепи или изобретают алгоритм для решения любой задачи - (Машина Тьюринга, ага?)
Они встают по разные стороны баррикад во время второй мировой - маленькие и незаметные люди, которые управляют армиями. Они ведут настоящую, невидимую войну между собой - войну тактик и идей.
Позже, забытые всеми, они организуют маленькую фирму по передаче VHS-видео через телефонные розетки.
И, заручившись поддержкой безумного и богатого султана, строят огромную сеть телекоммуникаций через половину земного шара.
А в это время неизвестный адресат бомбардирует их письмами с несуществующих адресов - действуя ну натурально как гибсоновское Зимнее Безмолвие - разве что не использует распределенную сеть из мыслящих кофеварок, но и до этого недалеко.
____
По хорошему, надо бы цитат. Но тогда придется цитировать почти всю книжку.
Терпеливо пыталась выбрать парочку самых короших, после тридцатого по счету абзаца плюнула на это дело.
Так продолжалось, пока они не ушли далеко в океан. Кое как дотянув до базы в Лорьяне, Бишоф с суеверным ужасом рассказал об этом начальству и услышал в ответ, что у противника появилась новая штуковина под названием радар.
Бишоф прочел разведданные: враг даже самолеты оборудовал этой дрянью! Они видят твой перископ!
– И карта у вас по прежнему с собой? – скептически спрашивает Бишоф.
– Не а, – отвечает Шафто с развязностью, которая могла бы взбесить, исходи она от человека менее обаятельного. – Однако лейтенант ее помнит. Он здорово запоминает цифры. Верно я говорю, сэр?
Енох скромно пожимает плечами.
– Там, где я рос, единственным развлечением было запоминать число «π».
Постараюсь найти и почитать.