То и дело на просторах дайри мне попадаются посты-мемы навроде "триста книг, который должен прочитать каждый".
В этих длинных списках понадергано из разных мест подобраных по совершенно непонятным принципам множество книжек: хороших, очень хороших, не очень хороших, слабых и обязательно пятитомник гарепоттера.
Прекрасная идея, но скверная реализация.
А мне хочется тут описать совершенно другое: а именно десять книжек, которые повлияли на мое мировозрение. Это не значит, что все эти книжки гениальны и их нужно тут же читать.
Иногда они бессмыслены. Иногда они круты, но всегда строго субьективны.
Такие книжки-молоточки у каждого свои - в нужное время и в нужном месте они подталкивают тебя легонько, когда ты стоишь на вершине какого-нибудь холма и ты катишься уже строго в определенном направлении.
читать дальше
1. Станислав Лем: Футурологический конгресс.
Книга открыла для меня Йона Тихого и слово "мерзляк".
Пиздато прочитать такую книжку лет в 12, в старом советском издании - про будущее, перенаселение, кризис и приближающийся апокалипсис - и про сложную систему маскирующих реальность галлюциногенов.
Цитата:
- А то еще и хвост отвалится - сказал профессор.
-- Вы хотели сказать -- вырастает.
-- Да нет, исчезает -- хвост есть у всех лет уже тридцать.
Побочное следствие орфографина. Мгновенное обучение грамоте
дается не даром.
-- Не может быть -- я бываю на пляже, ни у кого нет хвоста!
-- Вы ребенок, ей-богу. Хвосты маскируются антихвостидом,
из-за которого в свою очередь чернеют ногти и портятся зубы.
2. Кристофер Прист. Опрокинутый мир.
Книга, возводящая идею "мир не то, чем кажется, и мы никогда не сможем узнать, что именно" в абсолют. Количество скрытых смыслов, пластов и подводных камней здесь зашкаливает, а Прист навсегда прописался в моем личном списке гениальных писателей.
(И позже продолжал оправдывать доверие - например "Престижем")
3. Филип Дик. Пролейтесь слезы.
- сказал полицейский.
Самый сильный из романов Дика и последний роман, написанный им перед тем, как он сошел с ума.
Цитата:
Этот роман основан на предпосылке, которая в то время была для меня особенно важной. То есть, речь там шла не только о том, что каждый из нас живет в своем, уникальном мире, являющемся плодом нашей собственной психики, но и о том, что субъективный мир какой-нибудь более могущественной личности может вторгнуться в мир другой личности, более слабой.
4. Стивен Кинг.Кратчайший пусть для миссис Тодс.
Книга о разведенной женшине за тридцать, одержимой поиском коротких маршрутов. Короткая двухстраничная история о том, как однажды Тодс проехала немного не там, где планировала и чуть короче, чем хотела.
Заодно - история о том, что чудо может поджидать за каждым углом, о том, что чудеса прячутся рядом и мир воокруг буквально пропитан ими.
Кинг написал очень много романов - как проходных, так и хороших, но ни один из них никогда не был наполнен такой добротой, тоской и теплой настольгией.
5. Филип Дик. Свободное радио Альбермудта.
Книга, написаная Филипом Диком о Филипе Дике, с которым вступил в контакт внеземной разум в альтернативной исторической реальности, где Советский Союз захватил Штаты.
Ага?
Глубоко автобиографическая, искренная и трогательная. Единственная книга Дика, оставляющая после себя удивительную смесь невероятной, безысходной горечи - и в то же время надежды.
6. Чак Паланик. Колыбельная
"Бойцовский клуб" папался мне слишком поздно, чтобы произвести серьезное впечатление. Наверное, к худшему.
"Невидимки" - слишком рано.
А "Колыбельная" пришлась впору, хотя ничего и не сломав в моей системе жизненных ценностей, но чем-то безусловно ее обогатив.
Хороша она в основном своими аллюзиями - взять хоть тот эпизод, где главный герой поет песню вентиляционной решетке, а потом с ужасом понимает, что убил весь дом.
7. А. Б. Стругацкие. Обитаемый остров
Стругацкие гении. Искра их дара, их талант столь ярки, что и сейчас восемь пятых современных руских авторов готовы будут удавиться за крохи их внутреннего света.
Стругацкие гении. Собственно, обсуждать их гениальность - уже само по себе моветон.
Гипноизлучатели, мутанты, ядерная война, антимилитаризм, "Я хочу бороться с системой лжи, а не с системой вышек".
В 14 это читается запоем, в 16 с интересом, в 18 тоже читается очень хорошо.
8. Клиффорд Саймак. Мой необьятный двор
По поводу Саймака у нас с ДоК'ом вышел спор - я отнесла Саймака к "Синтиментальной фантастике", а ДоК - к халтурщикам, которых читать не следует.
Частично я с этим согласна, но за "необьятный двор" Саймаку простить можно многое.
Расказы подобного рода нужны как воздух. Они помогают нам, циничным и испорченым, понять, что мы кое-что безвозвратно проебали.
9. Хитоши Ашинано. Поездка в Йокогаму за кофе.
"Йокогама" - это не совсем книга. Это то, что у нас проходит по категории "Кетайские порнокартинке".
Лучшее творение на постакпокалиптичную тематику, которому удалось донести то, что не вполне смог донести Кинг в своей "Темной башне" - мир, из которого уходят люди и в котором оживают мифы.
10. И на десятом месте с большим отрывом (хоть и непонятно, в какую сторону) у нас идет Роджер Желязны с книжкой "Ночь в тоскливом октябре".
Расписывать это бесполезно, скажу только что а) эта пиздатая книжка, б) это единственная пиздатая книжка Желязны.
Осенью действительно идет хорошо, как добавка к чаю и профилактика суицидальных мыслей.
но Арррканаррр, трухлявый замасконизированный профессор и Трурль с Клапауцием тоже где-то толпами бегают
Дай же я тебя поцелую!)
чудо-повесть.
а в стругацких меня навек изменил "малыш".
ну и за "ночь" - отдельное упоминание))))
кстати гарепотер это семитомник, а не пятитомник